Клуб аквалангистов «Наяда» Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники отпраздновал юбилей.
Клуб «Наяда» появился в тот же год, в котором был основан ТУСУР. 24 октября 1962 года состоялась первая лекция, прошедшая в одной из аудиторий недавно открывшегося ТИРЭТа.
На тот момент клуб — «секция подводного плавания», хотя в учебном плане с самого начала есть изучение акваланга и правила его эксплуатации. Университет закупает несколько комплектов аквалангов. Делается это при помощи Томской морской школы, в чьи ряды выступают участники секции.
В 1963 году секция подводного плавания становится секцией аквалангистов. В преддверии погружений на открытой воде активисты секции заключают в апреле договор с томским заводом резиновой обуви на производство 10 гидрокостюмов. Изготавливаются костюмы руками самих студентов.
В то время погружения совершаются на Сенной Курье, на озере Боярском на левом берегу Томи и на озёрах в районе посёлка Победа, недалеко от Оби. Водоёмы выбираются по принципу «куда проще добраться общественным транспортом» — автобусом или теплоходом. Всё оборудование на погружение возится на себе (около 30 килограммов на человека). Известно, что в экспедициях совершались ночные погружения и глубоководные погружения. Такое оборудование, как фонари, глубиномеры, ножи, компасы (без чего эти погружения были бы нереализуемы), выдавались Томской морской школой.
В 1965 году секция впервые сталкивается с трудностями, которые могут оказать влияние на её существование. В это время происходит сразу несколько событий. Из университета уходят люди, которые были главной движущей силой клуба. На плановый ремонт закрывается единственный в городе бассейн «Труд», где аквалангисты тренировались, и на два года члены клуба остаются практически без практики. Это сильно сказывается на обучении нового набора. К концу 60-х основные активисты секции уже выпускаются, а новые не занимают их место, потому что они не были подготовлены из-за отсутствия тренировок в бассейне. Секция аквалангистов закрывается. Оборудование консервируется.
Возобновление клубной деятельности приходится на 1972 – 1973 года. В это время секция находит своего активиста и президента клуба — Владимира Полякова, члена попечительского совета АВТ, президентё АО «Концерн "Энергомера"»
Он заново запускает работу секции, и в 1973 году секция аквалангистов становится клубом подводного плавания, а с 1974 года фигурирует в документах под названием «Наяда». В 1973 году клуб впервые принимает участие в региональном слёте аквалангистов. Он проходит на майских праздниках и по сей день.
В 70-х в клубе появляется свой собственный ял из привлечённых средств и клуб начинает принимать участие в соревнованиях по гребле. Ещё одним новшеством становится участие клуба в соревнованиях по подводному ориентированию, в том числе и всесоюзного уровня. Оборудование разрабатывают сами.
В 1983 году клубу выделяется помещение в подвале общежития на пр. Кирова, 56а, что дало возможность клубу заниматься изобретениями, разработками и сплотило коллектив.
В 1983 году появляется компрессор высокого давления ЭК2-150, полученный от ДОСААФ. Компрессор — сердце подводного клуба. Он создаёт и закладывает дальнейшую инфраструктуру на десятилетия вперёд.
Численность клуба становится настолько велика, что есть возможность разделить коллектив на экипажи — группы от 5 до 10 человек, которым поручаются задания определённого рода. Экипажи существуют для ускоренного реагирования на возникшую проблему.
В 1987 году обновляется флаг клуба. На этот раз на нём изображена русалка на волне на фоне закатного солнца, которая осталась логотипом клуба и по сей день.
Также во второй половине 80-х у клуба есть практически всё, что нужно для развития: много активистов, оплачиваемые университетом занятия в бассейне «Победа», обновлённое в 70-х годах оборудование, собственный компрессор, своё помещение (в котором даже оборудована собственная фотолаборатория) и несколько инструкторов по подводному спорту. Клуб занимается наукой и изобретает — в это время в «Наяде» разрабатываются такие проекты, как создание бокса для подводной фото- и видеосъёмки и создание подводной вспышки. Сертифицированных аквалангистов клуба привлекают к оплачиваемым подводным работам, 10 % оплаты отходит в кассу клуба. Единственное, что несколько тормозит развитие, — отсутствие в Томске водолазных книжек и бланков, чтобы документально подтверждать сданный экзамен подводников.
Сложные 90-е годы в очередной раз ставят клуб на грань закрытия. Резко сокращается финансирование, заканчивают учёбу и уходят во взрослую жить активисты и инструкторы клуба. Университет перестаёт оплачивать ремонт снаряжения, экспедиции и занятия в бассейне. Новое оборудование не покупается вовсе. Тренировки в бассейне проводятся за личные средства участников клуба, но не все студенты в те времена могли себе это позволить, не говоря уже об экспедициях. К началу 2000-х состояния клуба плачевное.
С 2000 годов и по настоящее время происходит постепенное восстановление клуба, обновление оборудования после десятилетнего застоя.
Важный год в истории клуба — 2003. В этом году «Наяда» вступает в Федерацию подводного спорта Томской области, возобновляет участие в соревнованиях по подводному плаванию городского и областного уровня. Также в 2003 году клуб впервые принимает участие в международной акции «День очистки водоёмов», которая традиционно по всему миру проходит в первые выходные лета. С 2003 года на протяжении уже почти 20 лет «Наяда» чистит Белое озеро в рамках этой акции.
Первое пополнение материальной базы за 15 лет происходит в 2005 году. В период с 2005 по 2008 год происходит постепенное превращение аквалангистов в советском оборудовании в дайверов в современном снаряжении.
Примерно на этот же период приходится начало тесного сотрудничества с МЧС. «Наяда» принимает участие в совместных подводных тренировках со спасателями, ежегодном Дне безопасности на воде, где представляет выставку подводного оборудования и мастер-классы.
С 2010 года целевую финансовую поддержку клубу оказывает А. В. Кобзев — ректор ТУСУРа. На эти средства покупаются несколько комплектов современного подводного оборудования. Это обеспечивает дальнейшее развитие на десятилетия вперёд.
В 2014 году в клубе появляется первый инструктор международной системы CMAS, имеющий право подтверждать классификацию дайвера удостоверением международного образца. К 2015 году сертификаты получают более 20 членов клуба, а учебно-тренировочные сборы, в рамках которого проходит экзамен сертифицируемых на открытой воде, становится клубной традицией.
С 2018 года создаётся студенческое экологическое движение «Подводный десант» и начинается новый виток развития клуба: «Наяда» начинает выигрывать гранты на экологическую, спортивную и научную тематику и за их счёт значительно обновляет клубное снаряжение.
2020 год также имел негативные последствия для клуба — запланированные гранты были труднореализуемы ввиду пандемии. Лекции проводились в онлайн-формате, тренировок в бассейне не было, на открытой воде тоже.
В 2021 клуб помогает в организации и проведении чемпионата мира по подводному спорту.
На момент 2022 года клуб развивается и продолжает расти.
«Открываем новое десятилетие мы с тремя основными направлениями деятельности: спорт, экология и наука, — рассказывает президент клуба аквалангистов «Наяда» Кирилл Бородин. — Спортивное направление активно развивается благодаря постоянным соревнованиям и организации чемпионатов России и мира. В рамках экологического направления в этом году был создан студенческий экологический подводный десант из нашего клуба, при участии других дайверов Томской области, он продолжает существовать. Город обретает чистые озёра, пруды, проводится зарыбление озёр, появляется фауна.
Научное направление связано с занятиями и развитием подводной робототехники и подводной электроники. Мы обдумываем создание «Лаборатории подводной электроники и робототехники» на кафедре промышленной электроники. По этому направлению у нас есть свои разработки, это различные системы электропитания, система картографии и не только. В разработке находится сразу несколько проектов, которые мы презентуем общественности по случаю.
В подвале общежития клуба на свои деньги собрали рабочую гидролабораторию, позволяющую имитировать почти 1 км глубины Арктического шельфа, где проводим испытания своих изделий. Разработана установка, позволяющая имитировать восхождение человека в горы, изготавливать декомпрессионные смеси. Созданы камеры для вакуумирования и литья под давлением позволяют изготавливать любые сложные элементы. Мы полностью освоили литьё как металлом, так и пластиками, резиной с учётом усадки материалов. Подводное оборудование дорогое и специфическое, поэтому мы разрабатываем и изготавливаем его сами».